Что ждет татарский народ в будущем, исчезнет ли татарский язык, почему войны забирают лидеров нации? Об этом и многих других темах философствовал председатель нацсовета «Милли шура» всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев. Сегодня, подводя итоги года на пресс-конференции, он рассказал, есть ли проблемы в отношениях ВКТ с сибирскими татарами, кто виноват, что 600 тыс. татар недосчитались на переписи населения и как возвращается жизнь в сгоревшее село Юлдус. Главу «Милли шура» выслушал и корреспондент «БИЗНЕС Online».
Василь Шайхразиев провел ежегодную встречу с журналистами
О судьбе татар, языка, ошибках переписи и ифтарной дипломатии
«Наша нация мертва или просто спит?» — с этого вопроса, цитаты из Габдуллы Тукая, началась сегодня пресс-конференция по итогам года главы национального совета «Милли шура» всемирного конгресса татар Василя Шайхразиева. «Наша нация жива. Татарская нация вечна», — не раздумывая, ответил он. Далее, рассуждая на тему вечного, спикер напомнил: «Я всегда говорю, что будущее нации — в руках татарских женщин. Потому что после рождения мы сразу попадаем в руки наших матерей и бабушек, а мужчины всегда в работе, делах». В то же время, говоря о нерешенных делах главы конгресса, Шайхразиев заявил, что все силы должны быть брошены на служение народу.
Что касается татарского языка, то, по словам вице-премьера РТ, 180 лет назад ученик богослова Шигабутдина Марджани востоковед-тюрколог Хусаин Фаизханов сказал, что татарам нужно учить русский язык, иначе нации не станет. Однако сегодня, наоборот, поставлена задача учить татарский ради сохранения нации.
«Если мы это не осознаем и не поменяем вектор, то этот вопрос через какое-то время может возникнуть в более серьезном ключе, — уверен Шайхразиев. — Будет неправдой сказать, что мы не боимся за будущее языка. Надо бояться, потому что человек может начать что-то делать, только испугавшись. Человек может быть без родного языка, но нация — нет».
«БИЗНЕС Online» уточнил, как складываются отношения ВКТ с активистами из сибирских татар после того, как в начале года Институт языкознания РАН объявил, что в их новом издании «Список языков Российской Федерации и статусы их витальности» язык сибирских татар рассматривается как самостоятельный. Тогда некоторые татарские ученые и общественные деятели расценили это как шаг к отделению сибирских татар от татарской нации. Но, судя по комментарию Шайхразиева, опасаться причин нет. По крайней мере, один из лидеров сибирских татар на недавней встрече в Тобольске сказал ему: «Мы, татары, едины. Не разделяйте нас».
Помимо этого, представителям СМИ в языковом вопросе не давала покоя эффективность проводимых в РТ мероприятий. Так, один из коллег напомнил о прошедшем в ноябре I Всероссийском форуме родного языка «Туган тел», который, по его мнению, прошел в некоем комплиментарном тоне, тогда как хотелось услышать конструктивную критику. «Если суть только в критике, то мы все мероприятия можем перевести в такой формат. Главное же, чтобы польза была. Мы умеем и материть, и по голове погладить, исходя из эффективности», — высказался Шайхразиев и добавил, что в рамках таких форумов речь идет не только о языке, но и о приобщении к традициям и культуре, ведь в Казань стекаются представители разных регионов. И им, например, предлагается поучаствовать в мастер-классах по приготовлению эчпочмаков или резке лапши. Иными словами, делегаты из республики должны уезжать наполненными любовью ко всему татарскому.
В 2022 году президент РТ Рустам Минниханов поставил задачу — проводить праздник плуга с уклоном на татарскую аутентичность и традиции
В этой связи не могли не коснуться темы Сабантуя. В 2022 году президент РТ Рустам Минниханов поставил задачу проводить праздник плуга с уклоном в татарскую аутентичность и традиции. Шайхразиев сообщил, что работа в этом направлении ведется и останавливаться на достигнутом нельзя. «Я не могу сказать, что я доволен. Потому что, если я так скажу, мне надо уходить на пенсию. Нельзя быть полностью довольным», — заключил он.
Держал ответ спикер и за промахи во время проведения в 2021 году всероссийской переписи населения, при которой недосчитались 600 тыс. татар. Василь Габтелгаязович снова повторил тезис о том, что некоторые соотечественники из-за ковида не открыли дверь переписчикам, а до кого-то просто не дошли. Но в то же время заявил, что это никак не снимает ответственности с ВКТ.
«Если бы мы дошли до каждой семьи, то они сами пришли бы записаться, онлайн записались бы. Если перепись в 2030 году будет проведена качественно, то все 5,3 миллиона татар, которые у нас были по данным 2010 года, вернутся обратно»
«Если бы мы дошли до каждой семьи, то они сами пришли бы записаться, онлайн записались бы. Если перепись в 2030 году будет проведена качественно, то все 5,3 миллиона татар, которые у нас были по данным 2010 года, вернутся обратно», — уверен глава «Милли шура». Чтобы перепись через 7 лет была удачной, ВКТ уже начал работу в этом направлении — во время командировок ведутся соответствующие мероприятия. Кроме того, по своей линии работает минобрнауки РТ через татарские классы и школы, минкульт РТ, татарские автономии и мусульманские организации. «Если мы раньше говорили про сабантуйную дипломатию, то сейчас актуально говорить об ифтарной дипломатии», — отметил спикер, имея в виду, что на ифтары в большинстве приходят татары, с которыми ведется речь о важности сохранения народа.
В то же время Шайхразиев считает, что не стоит разделять на «татар» и «нетатар» на основе владения родного языка. «Есть люди, которые разговаривают на чистом татарском, но, кроме этого, в них нет ничего татарского. А кто-то и слова на татарском не знает, но говорит: „За татар любого порву!“» — подытожил председатель нацсовета ВКТ.
«По исламу главная обязанность мужчины — защищать Родину и семью; если погибнешь — станешь шахидом. У женщины — продолжать род», — напомнил Шайхразиев
Как СВО повлияет на генофонд татар?
Еще одной любопытной темой для философских раздумий Шайхразиева стала тема спецоперации на Украине. У него поинтересовались, какими буквами конфликт будет вписан в историю нации. Глава нацсовета начал с того, что в СВО участвуют не только татары, но и представители других национальностей. И, как ему на прошлой неделе в Уфе рассказал верховный муфтий России Талгат Таджуддин, имамы вместе с батюшками в окопах молятся и совершают дуа над погибшими.
«По исламу главная обязанность мужчины — защищать Родину и семью; если погибнешь — станешь шахидом. У женщины — продолжать род, — напомнил Шайхразиев. — Мы говорим, что наши парни сражаются как львы. Есть те, кто получает ордена, звания Героев России, в то же время есть и погибшие. Как видим из истории, война не только горе, но и гордость. Те же Муса Джалиль, Газинур Гафиатуллин погибли, но мы гордимся ими… Война всегда влияет на генофонд народа, так как погибшие и раненные в первую очередь личности, потому что они не прячутся, идут впереди первыми и погибают». В то же время Шайхразиев уверен, что за будущее татарского народа беспокоиться не стоит.
«Во всех отношениях сериал должен показать свою эффективность, чтобы мы не вернулись к этому»
Чей долг покрыл Шайхразиев и почему он не будет смотреть «Слово пацана»
Вспомнили на встрече и о страшном пожаре в татарской деревне Юлдус Курганской области, где сгорели 280 домов и погибли 7 человек. По словам Шайхразиева, пострадавшим нужно было дать надежду, что все будет хорошо, а не только заниматься их материальным обеспечением. На глазах у людей буквально сгорела их жизнь, они не могли ни плакать, ни что-то просить. Благо все удалось, и юлдусовцам с помощью меценатов помогли возвести дома, оснастили их всем необходимым, а одной молодой паре по всем татарским традициям провели никах. Правда, их дом был только на стадии строительства, поэтому невесту поставили на фундамент, а не на мягкие подушки возле порога, как это обычно делается. «На пепле смогли показать любовь, единство деревни», — воодушевленно сказал председатель нацсовета ВКТ. Также он вспомнил, как всем миром покрывали долги сельчан в местном магазине. В долговой тетради числился самый большой долг, в 19 тыс., у многодетной семьи, у которой не имелось возможности вовремя платить по счетам.
«Я достал 20 тысяч и покрыл долг. Рядом со мной стоял вице-губернатор [Курганской области], спрашивает, какой второй самый большой долг. 16 тысяч, говорит продавщица. Он вытащил из кармана 20 тысяч и попросил вычеркнуть долг. В этой тетради долг был порядка 54 тысячи. Оставшиеся 14 тысяч покрыли наши предприниматели. А через несколько дней подходит Марс Рифкатович (первый замруководителя исполкома ВКТ Марс Тукаев — прим. ред.), говорит, что звонили из соседней деревни и просили тоже закрыть их долги», — вспоминал оратор.
В завершение пресс-конференции руководителя конгресса татар попросили прокомментировать нашумевший сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Как выяснилось, работу режиссера Жоры Крыжовникова он не смотрел, но поскольку в 1988 году работал начальником отдела МВД в Набережных Челнах и рассвет «казанского феномена» происходил на его глазах, то не понаслышке знает о повествуемых событиях.
«В этом году исполнилось 50 лет с выхода фильма „Крестный отец“, был фильм „Бригада“. В них некая романтика, но она потом заканчивается — либо убьют свои или враги, либо посадят в тюрьму. С идеологической точки зрения это самая правильная концовка, — отметил Шайхразиев. — Однако сериал я еще не смотрел и нет желания. Но, поскольку за этой историей я наблюдал изнутри, у меня есть мнение. Сериал можно и показывать, и не показывать. В 2003 году, когда меня пригласили работать в администрацию Набережных Челнов, активно начались посадки: „48-й комплекс“, „Двадцатьдевятники“, „Тагирьяновские“… Мы хотели позиционировать Челны как сильный инвестиционный город, потому что раньше его немного боялись. Но, как только начали выносить приговоры, количество инвесторов выросло в разы».
По словам спикера, республика перелистнула эту страницу истории, однако некоторые бандиты начали выходить из мест заключения и потому нужно быть начеку. «Во всех отношениях сериал должен показать свою эффективность, чтобы мы не вернулись к этому», — сказал Шайхразиев, а также добавил, что у кино тоже есть свои функции и это нужно учитывать, поскольку обратный эффект тоже может быть. «Ближайшее 10–15 лет сериал смотреть не буду, потому что в графике еще есть „Бригада“, который тоже не смотрел», — заключил глава ВКТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 190