«Вытаскиваю деньги из другого бизнеса и делаю за свой счет зарплату», — так описывают ситуацию в компаниях, обслуживающих свыше 150 школьных маршрутов 7 районов Татарстана. Вся беда — в тарифах: водители, как ни странно, не хотят работать за 25 тыс. рублей в месяц. Спущенные в районы нормативы не позволяют поддерживать и нужный уровень безопасности: резина лысая, а цена одной запчасти съедает годовой бюджет техобслуживания. Трудности создает и смешанный автопарк из ушедших с конвейеров марок. Подробности надвигающегося коллапса школьных автобусов — в материале «БИЗНЕС Online».
С 1 сентября на дороги районов республики по 928 маршрутам ежедневно выезжают желтые автобусы для бесплатной перевозки свыше 20 тыс. учащихся из отдаленных сел и деревень к ближайшей школе
Как в Татарстане виснет сеть школьных автобусов
Кризис пассажирских перевозок Татарстана вслед за городскими и сельскими автобусными маршрутами добрался и до школьных.
Масштабы специализированного направления транспортной отрасли впечатляют. С 1 сентября на дороги районов республики по 928 маршрутам ежедневно выезжают желтые автобусы для бесплатной перевозки свыше 20 тыс. учащихся из отдаленных сел и деревень к ближайшей школе. За год маршрутов стало больше: в 2023-м в РТ работали 1,8 тыс. пассажирских автобусов, которые обслуживали 801 регулярный маршрут в городах и районах.
Острая фаза кризиса в пассажирских перевозках Татарстана тянется с 2019-го. Новости о бедах перевозчиков Казани и других муниципалитетов пятый год не уходят из информационной повестки.
Было разное. То под траурный марш провожали автобусы, не отъездившие свое по казанским улицам. То на видео снимали растерзание на металл пазиков 80-тысячной Бугульмы. С рынка пассажирских перевозок Казани уходили частные перевозчики, провалилась и заново запускается транспортная реформа Набережных Челнов, автобусный кризис пережили Нижнекамск и Альметьевск. Во время пандемии коронавируса республика была единственным регионом РФ, в котором ввели QR-коды для поездок в общественном транспорте, получив в ответ мордобой в салонах автобусов и разгон митинга. «Коронавирусные» локдауны 2020–2021 годов снизили пассажиропоток на 30%, а «куардаун» окончательно обозначил контуры системного кризиса пассажирских перевозок Татарстана.
В 2024-м власти РТ закупили районам 119 новых автобусов на специальный казначейский кредит в 1,4 млрд рублей. Помощь нужная, но паллиативная. Иными словами, отрасль продолжают защищать от тягостных проявлений болезни полумерами, временными решениями, но не лечат саму болезнь.
В Казани нехватка 850 водителей не позволит заменить к октябрьскому саммиту БРИКС запланированные 263 старых автобуса — пока в заявке только 157. Нет автобусных экипажей — нет билетной выручки — нет средств на лизинг, даже если его частично оплатит бюджет РТ. Ситуация стала настолько острой, что город начал дробление и закрытие автобусных маршрутов. Первая за 18 лет реформа охватила 12 маршрутов, а каждая третья-четвертая поездка в Казани с 8 июля стала с пересадкой.
График движения подстроен под расписание школ. Утром водитель собирает детей. Часть подвозят к началу занятий, кому-то везет меньше и приходится дожидаться начала уроков. Пока дети учатся, автобус с водителем ждет и после обеда везет школьников обратно. Количество рейсов зависит от числа детей. Летом школьные маршруты не работают.
Школьные автобусы регулярно покупают за счет федерального бюджета по заявке региона. Затем машины отдают муниципалитетам, которые разыгрывают маршруты на торгах и передают машины победившим перевозчикам в безвозмездное пользование. Срок контракта — один год, затем муниципалитеты снова выставляют маршруты на торги.
Так шло год за годом. Но вот за две недели до начала предстоящего учебного года проблемы школьных перевозок внезапно обострились сразу в 7 муниципалитетах РТ, где частные автопредприятия обслуживают свыше 150 школьных маршрутов — 6-ю часть республиканской сети.
Проблема №1. Водители уходят, новые автобусы стоят
Низкая заработная плата водителей школьных автобусов обострила кадровый дефицит в данной сфере перевозок. Базовый оклад водителя автобуса — 23 340 рублей в месяц вне зависимости от района, а чтобы удержать людей, перевозчики за собственный счет удваивают эту сумму. Так в среднем получается 45–50 тыс. рублей.
«Даже на грузовую „газель“ меньше чем за 100 тысяч в месяц уже не идут. А здесь такая ответственная работа. Мы же возим самое дорогое — детей, и у водителей должен быть и стаж, и опыт, и чтобы без нарушений ездили», — описывает ситуацию генеральный директор ООО «РегионТрансСервис» Фаргат Набиев. Компания обслуживает школьные маршруты сразу в пяти районах РТ — Высокогорском, Верхнеуслонском, Спасском, Тукаевском и Агрызском. Чем ближе район к Казани, тем сложнее найти водителя.
Проблема появилась в 2022 году, рассказывает руководитель группы компаний зеленодольского ПАТП Дмитрий Грузков. Предприятие обслуживает 18 школьных маршрутов района. Это 18 автобусов, которые ежедневно перевозят 360 школьников.
«Средняя зарплата в районе составляет 75 тысяч рублей. Но водитель школьного автобуса в месяц зарабатывает те же 25 тысяч рублей, что и два года назад, — продолжает Грузков. — В итоге из 18 водителей осталось 15. Троих надо будет посылать из Зеленодольска в командировку, иначе я не выдержу контракт. Вытаскиваю деньги из другого бизнеса и делаю за свой счет зарплату в 43,5 тысячи рублей на руки, чтобы как-то удержать людей».
Трудности и в Лаишевском районе. Там 29 школьных маршрутов обслуживает ООО «Беркет Транс».
Водитель школьного автобуса в месяц зарабатывает 25 тыс. рублей
«Из своих средств добавляем денег водителям до 30 тысяч рублей в месяц. Просто затем, чтобы они не разбежались, — говорит директор предприятия Наиль Мухамердиев. — Средний возраст водителей, которые имеют категорию В и допущены к перевозке детей, — от 55 лет и выше. И то только в том случае, когда у водителя есть какой-то свой дополнительный доход. Например, если он в деревне скотину содержит и тому подобное. Тогда ему это как-то еще более или менее интересно. А если он моложе, то ему это неинтересно. Тем более что Лаишевский район максимально приближен к Казани, где водителю проще и легче найти работу. За 20 минут доехал до города, отработал свое рабочее время и вернулся домой».
Проблема №2. Затраты перевозчиков превышают нормативы
Бесплатные поездки школьников оплачивает муниципалитет, а максимальную цену контракта рассчитывают на основе нормативов, рекомендованных ГБУ «Центр экономических и социальных исследований РТ». Ежегодно ЦЭСИ рассылает методические рекомендации в исполкомы муниципальных районов РТ.
«Да, характер рекомендательный. Но, если придет Контрольно-счетная палата, исполкому не на что будет сослаться. Если с кого-то спросить, то это же рекомендательный характер, а если не придерживаться, возникнет вопрос: „А почему не придерживаетесь? Рекомендовано же“», — описывает систему Грузков.
Норматив не покрывает выросшую стоимость услуг, запчастей, горюче-смазочных материалов, говорят в «РегионТрансСервисе». «А нам дают какую-то определенную сумму, лишь ненамного повышая ее по сравнению с прошлым годом, — рассказывает Набиев. — В летний сезон, в неучебное время, не платят. А ведь у водителей есть и ипотека, и другие расходы. Поэтому найти таких людей, которые три месяца будут зарплату меньше получать, чем в рабочий сезон, очень тяжело».
Бесплатные поездки школьников оплачивает муниципалитет, а максимальную цену контракта рассчитывают на основе нормативов, рекомендованных ГБУ «Центр экономических и социальных исследований РТ»
«Ставки выставляются по километражу, ремонту, ГСМ. И естественно, что они низкие, копеечные, не подходят для нас, — говорит Мухамердиев. — Для нормальной, коммерческой работы автобуса нужно оплачивать 52 рубля за километр. А нам положили 14 рублей 95 копеек. И в эту сумму заложены и ГСМ, и ремонт, и обслуживание автобуса. Плюс вторая ставка, где определяется содержание водителей, если так можно сказать».
Не согласны с позицией перевозчиков в ЦЭСИ РТ. «При расчете нормативов ежегодно учитывается увеличение фонда оплаты труда работников, связанных с перевозкой учащихся, а также применяются индексы-дефляторы для формирования расходов бюджета на очередной год и фактические цены на ГСМ, страхование и прочее», — заявили «БИЗНЕС Online» в ЦЭСИ.
Ощутимое отклонение нормативов от фактических затрат перевозчикам в одном из писем объяснили завышением фактических общехозяйственных и производственных расходов, отсутствием раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов. Используется «котловой» метод, поэтому средства, полученные на перевозку учащихся, расходуются на содержание всей инфраструктуры предприятия.
«Можем вывести, сделать отдельную организацию и ничем другим не заниматься, кроме школьных перевозок. Но тогда я становлюсь „дробильщиком“ бизнеса! — говорит Грузков. — А это уголовное преступление. И такой двойной стандарт во всем».
В 2021-м школам РТ вручили 70 новых автобусов, в 2022-м — 56, а в этом году Татарстан подал в правительство РФ заявку на 50 машин
Проблема №3. Смешанный автопарк
Парк школьных автобусов регулярно обновляют, но модельный ряд разнородный. Приглядимся к тому, на каких автобусах ездят школьники и что обслуживают перевозчики:
- Peugeot Boxer 222335;
- Fiat Ducato;
- Ford Transit;
- «ПАЗ-32053-70»;
- «ПАЗ-423470»;
- «Газель Next»;
- «Газель 4×4»;
- «ГАЗ-322121» («Газель»).
«Все, что производили в республике, то и выдавали, — говорит Грузков. — Fiat на „Соллерсе“ уже не выпускают и запчастей для них нет. Мучаемся, не можем достать. С Peugeot такая же ситуация. На „Соллерсе“ для Ford еще можно что-то найти. А так, вы представьте, завод в Елабуге за 10 лет трижды менял модельную линейку. И автобусы преподносились как локализованные, а теперь с запчастями сложности. На Ford в нынешнем году полетела рулевая рейка, заплатил 82 тысячи, но на годовое техническое обслуживание этого автобуса у меня заложено 72 тысячи! Я за одну запчасть больше заплатил!»
Автобусы обновляют. В 2021-м школам РТ вручили 70 новых автобусов, в 2022-м — 56, в этом году Татарстан подал в правительство РФ заявку на 50 машин. Один вместимостью 10−12 человек, 16 — для 13−20 пассажиров, 18 — на 21−24 человека и 15 — на 25−31.
«Три новых пазика стоят — полученные в конце 2023-го автобусы планировали поставить на перевозку детей в Осиново и Васильево, — рассказывает Грузков. — Почему не ездят? В бюджете нет денег, поэтому их в контракт на текущий год не включили! Людей поставить на эти автобусы я не могу, поскольку их нет в контракте».
Машины не простаивают, отрицает проблему в разговоре с «БИЗНЕС Online» министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин. «Ни один автобус просто так не стоит: или в ремонте, или маршрут временно приостановили. Все маршруты задействованы, работают», — заявил Хадиуллин.
Ильсур Хадиуллин: «Проблемы заработной платы и проблемы, которые возникают в этом направлении, обсуждаем с министерством транспорта. Я думаю, они будут решены»
А дальше что, удаленка?
Часть муниципалитетов, в которых у перевозчиков возникли трудности со школьными маршрутами, не ответили на запрос «БИЗНЕС Online». Другая часть отвергла возможность перевода на дистанционное обучение школьников из отдаленных сел и деревень, там же рассказали о заключенных контрактах и своевременной оплате. Не стали замалчивать проблему только в Спасском районе.
«Уровень заработной платы действительно очень низкий для специалистов данной категории. На сегодняшний день бо́льшая часть водителей — пенсионного возраста, — говорится в ответе за подписью главы района Фаргата Мухаметова. — Для улучшения ситуации со школьными перевозками есть необходимость рассмотреть вопрос об увеличении базового оклада».
Все маршруты будут открыты, тем не менее уверен Хадиуллин. «Проблемы заработной платы и проблемы, которые возникают в этом направлении, обсуждаем с министерством транспорта, — так прокомментировал обстановку с перевозками глава минобрнауки РТ. — Я думаю, их решат. Самое главное, что перевозка будет осуществлена. До конца года получим еще 50 новых автобусов по линии, скажем, правительства Российской Федерации».
Пока власти вынашивают решения, водители уходят из школьных перевозок со словами: «Лучше сторожем 2–3 раза в неделю выйду и намного больше денег буду получать». «К тому же там и ответственности такой нет, как с детьми. Сиди себе на стуле и вахту открывай-закрывай, — говорят в „РегионТрансСервисе“. — Будем ли мы участвовать в торгах на 2025-й на текущих условиях? Пока придется. Мы же не можем прямо сейчас закрыться и людей выгонять. А пока получается, что мы что-то за учебный год зарабатываем, а потом, летом, все эти деньги и раздаем. Это разве бизнес? Мы же должны больше зарабатывать, развиваться».
Звучат мысли поддержать водителей из сел и деревень грантами, субсидиями от исполкомов районов, чтобы удержать людей
«Решение здесь — поднятие всех ставок, — говорит Мухамердиев. — Вот решение, которое максимально поможет на сегодняшний день. Я не говорю, чтобы как коммерческому транспорту сделать, но надо максимально приблизить к коммерческой ставке. Будем ли мы участвовать в торгах по школьным перевозкам на 2025 год на текущих условиях? Сегодня это очень сложно сказать».
Звучат мысли поддержать водителей из сел и деревень грантами, субсидиями от исполкомов районов, чтобы удержать людей.
«Сидят, придумывают какие-то схемы, обещают гранты, но не делают так, как нужно. А мне зачем эти ухищрения? — размышляет Грузков. — Надо повысить зарплату. Не хотите ее поднимать? Заложите нормальную рентабельность в размере 15 или 30 процентов. В этом году сработаю в убыток, но больше заявляться на торги не буду. Нет смысла. Работаю по упрощенной системе налогообложения, но с 2025-го по УСН начнут платить НДС. Смысл работы совершенно теряется».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 286